Алмазодобывающее предприятие на кимберлитовой трубке «Луэле», проект «Луаше», Ангола

Рудник Катока (Catoca Mine) является четвертым крупнейшим в мире кимберлитовым месторождением и в настоящее время разрабатывается горнорудным обществом SMC (Sociedade Miniera de Catoca).
Рудник Катока (Catoca Mine) является четвертым крупнейшим в мире кимберлитовым месторождением и в настоящее время разрабатывается горнорудным обществом SMC (Sociedade Miniera de Catoca), которым, в свою очередь, владеют компании:
  • Национальное алмазодобывающее предприятие Республики Ангола «ENDIAMA E.P.» – 32,8%;
  • Акционерная компания «АЛРОСА» (ОАО) (Россия) – 32,8%;
  • Международный холдинг «LL International Holding B.V.» (принадлежащий «China-SONAGOL International Holding Ltd.») – 18,0%;
  •  «Odebrecht Mining Services Inc.» (Бразилия) – 16,4%.

     

В 2016-2017 годах для проектирования нового месторождения российским институтом «Якутнипроалмаз» АК  “АЛРОСА”, компания «Геопроектизыскания» выполнила инженерно-геодезические изыскания по объекту: Алмазодобывающее предприятие на кимберлитовой трубке «Луэле», проект «Луаше».

Целью инженерно-геодезических работ являлись:

  • развитие и сгущение планово-высотной опорной геодезической сети на объекте;
  • создание ортофотопланов и цифровых моделей рельефа, соответствующих точности масштаба 1:10 000 с высотой сечения рельефа 2.5 метра;
  • создание инженерно-топографических карт М1:10000 с высотой сечения рельефа 2.5 м под размещение и проектирование площадных и линейных объектов ГРР на трубке «Луэле»;
  • создание инженерно-топографических планов М1:2000 с высотой сечения рельефа 0.5 м под проектируемые сооружения.

ВСоставление планов и карт планировалось выполнить по материалам воздушного лазерного сканирования и цифровой аэросъемки (ВЛС и ЦАФС). В результате консультаций с представителями заказчика и местными подрядчиками, из-за наличия в апреле – мае месяце в данной местности труднопроходимых зарослей слоновьей травы было принято решение использовать для наземного обеспечения ВЛС и ЦАФС надежно закрепленные базовые станции. При этом к этапу закладки реперов приступить после получения от проектной организации заказчика проекта (схемы) размещения объектов строительства по результатам нашей аэросъемки.

Для выполнения работ по воздушному лазерному сканированию территории объекта был выбран субподрядчик – международная аэросъемочная компания AAM Geomatics с филиалом в ЮАР и опытом выполнения ВЛС в Анголе.

Основными проблемами при организации работ была неторопливость государственных служб Анголы по оформлению допусков и разрешений на проведение аэросъемки.  Оперативность в работе вообще не свойственна Анголе, а когда дело касается запроса от подрядчика из ЮАР, то особенно, поскольку еще сохраняются напряженные отношения между двумя странами в связи с военным противостоянии двух стран во время гражданской войны в восьмидесятых годах прошлого века. В итоге, на получение этих документов ушло более 3-х месяцев. Но, благодаря задержке, начало работ пришлось на конец июня, когда на объекте съемки почти полностью выгорела высокорослая и плотная «слоновья» трава, наличие которой серьезно могло уменьшить плотность точек лазерного отражения на поверхности земли. 

Сотрудники компании, вылетающие в Анголу, были тщательно проинструктированы о стране назначения, основных местных законах, была подробно изучена санитарно-эпидемиологическая обстановка – сделаны рекомендованные прививки от Гепатита А, брюшного тифа и дифтерии – столбняка, а также обязательная прививка от желтой лихорадки.

Со стороны заказчика (в лице ГРО «Катока») полевая бригада ООО «Геопроектизыскания» гостеприимно встречена, были оперативно решены вопросы размещения, транспорта, помощи в организации работ и предоставления переводчика. 

В ожидании получения разрешений, полевой бригадой нашей компании для полевого контроля аэросъемки было выбрано, оформлено и определено более 30-ти опознаков на объекте работ. Дополнительно выполнена «увязка» съемочной сети и закоординированы контрольные точки.

Благодаря тому, что самый продолжительный и дорогостоящий этап мобилизации уже был завершен, Заказчику было предложено увеличить площадь аэросъемки с обоснованием данного увеличения. Таким образом, согласно дополнительному соглашению, общий объем работ увеличился с 38 до 515 кв. километров. 

После 3х месяцев ожидания и подготовки документов, аэросъемочные работы были выполнены всего за 3 дня. 
 

За этот период, с использованием лазерного сканера установленного на борт самолета Partenavia AP-68TP-600 Viator, было проведено воздушное лазерное сканирование и цифровая аэрофотосъемка.

Характеристика

Показатель

Высота съемки (над средним уровнем рельефа)

800 м

Скорость носителя

190 км/час

Частота импульсов сканера

500 КГц

Поле зрения сканера

60 градусов

Плотность точек лазерных отражений, не менее

5 на кв. м

Средняя ошибка определения плановых координат точек, не хуже

25 см

Средняя ошибка определения высоты точек, не хуже

15 см

Размер стороны пиксела аэроснимка на земле, не более

10 см

Продольное перекрытие снимков

60%

Поперечное перекрытие снимков

30%

Через 3 недели после завершения аэросъемки заказчик смог получить первые результаты в виде ортофотопланов и ЦМР в местной системе координат на всю площадь работ. Через 2 месяца после окончания съемки были выданы готовые топографические планы масштаба 1:10000 на необходимый участок работ.

На основании этих материалов, проектный институт «Якутнипроалмаз» разработал проект развития ГРО Луэле, и были определены оптимальные места заложения пунктов ОГС и границы для создания топопланов масштаба 1:2000. 

Благодаря тому, что аэросъемка выполнялась сразу под точности необходимые для создания материалов масштаба 1:2000, на создание топографических планов масштаба 1:2000 по отдельным интересующим участкам площадью 718 га, не потребовалось проведения дополнительных полевых работ. 

Уже через 10 дней были предоставлены готовые топографические планы.

В конце 2017 года специалисты нашей компании успешно провели заключительный этап по  закладке пунктов и измерение опорной геодезической сети.

В результате всех проведенных инженерно-геодезических изысканий горнорудная компания получила картографические материалы 1:10 000 и 1:2000 и планово-высотную опорную геодезическую сеть на площадь 3600 га для размещения и проектирование площадных и линейных объектов ГРР на трубке «Луэле», а так же ортофотопланы и цифровые модели рельефа (ЦМР), соответствующие точности масштаба 1:2 000 на общую площадь 515 кв. километров.

Также, по данным воздушного лазерного сканирования была создана цифровая модель рельефа на территорию алмазодобывающего карьера «Катока», который является четвертым по размеру в мире. На основе полученной модели высокой точности, в дальнейшем планируется не только проводить мониторинг выработки объемов горной породы с помощью беспилотной аэросъемки, но использовать ее для проектирования и модернизации объектов инфраструктуры существующего карьера.

Отдельного упоминания заслуживает экономическая эффективность проведенных работ.

Прежде всего, нужно отметить, что большая часть объекта расположена в пределах поймы водообильной реки Луеле с обильным травяным покровом, образующим весьма густую поросль в долинах рек. Проведение детальной топографической съемки классическим наземным методом на такой территории было бы, если и возможно, то очень трудозатратно, и заняло бы несопоставимо большее время по сравнению с воздушным лазерным сканированием. В условиях необходимости срочной подготовки топографических материалов для начала проектирования, ВЛС стало единственным возможным способом выполнения таких работ, не говоря уже о преимуществах в точности и достоверности полученных данных по сравнению с классическими методами съемки.

Ни один метод съемки на данный момент не смог бы обеспечить получение готовых ортофотопланов и моделей рельефа с точностями масштаба 1:1000 на площадь более 500 квадратных километров за 1 месяц работ.

По самым скромным расчетам экономическая выгода от использования изысканий методом ВЛС по уже выполненным работам составила не менее 10 млн. рублей и обеспечены потенциальные возможности по дополнительному использованию предоставленных материалов ВЛС в будущем.