Николай Алексеенко выступил с докладом на рабочем совещании Комитета по контролю и регламенту Государственной Думы РФ

Совещание было посвящено мониторингу правоприменения ключевых положений Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и Федерального закона от 08.06.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», согласно которым были запущены меры поддержки отраслей экономики в период пандемии. В дискуссии приняло участие более 50 экспертов, модератором выступила председатель Комитета Севастьянова О.В.

В своем выступлении Николай Алексеенко акцентировал внимание на оценке эффективности отраслевых мер поддержки, которые были запущены для компаний строительного комплекса.

По оценкам эксперта, самыми масштабными и эффективными мерами поддержки стали программа льготной ипотеки и программа по снижению ставок по займам застройщиков до уровня ключевой ставки. Кроме того, по его мнению, необходимо отрегулировать  механизм использования средств компенсационных фондов СРО для предоставления займов членам. Потенциал этого механизма – около 30 млрд рублей предоставленных займов, а выдано на текущий момент лишь 2 млрд рублей, то есть менее 7%.

«В целом, можно заключить, что основные работающие отраслевые меры господдержки рассчитаны на две категории компаний строительной отрасли: либо на застройщиков жилья, либо на системообразующие компании», - резюмировал Алексеенко.

В перечень запущенных отраслевых мер поддержек также входят пункты, касающиеся компаний, которые реализуют проекты в рамках системы государственного заказа. Однако данные меры ставят во главу угла решение заказчика, наделяя его различными правами, а не обязанностями. К примеру, при осуществлении закупок субъектами МСП заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса. Аналогичная ситуация с самими авансами – заказчик имеет право их увеличить с 30 до 50%. Также, в этом году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) индексация стоимости контракта. Однако, в связи с наличием у заказчика права, а не обязанности, данные меры не оказывают серьезной поддержки подрядчикам.

«Для оперативного и качественного строительства в рамках Нацпроектов необходимо обеспечить своевременную оплату по контрактам, предоставить для всей цепочки подрядчиков, участвующих в Нацпроектах, возможности для получения доступных кредитов и различных государственных гарантий. Подчеркну - нужны меры, которые дошли бы до каждого подрядчика», - заявил Николай Алексеенко.