Состоялось заседание членов рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере земли и недвижимости от экспертного и делового сообщества

Настройка «гильотины»

Результаты первых заседаний рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины»  в сфере «Земля и недвижимость» выявили ряд противоречий, разночтений и пока слабые места инструмента «регуляторной гильотины»: низкую активность и вовлеченность экспертов в обсуждение вносимых проектов нормативных правовых актов, недостаточную проработку и обоснование предлагаемых министерствами и ведомствами изменений. Системно, представляемые на рассмотрение материалы не содержат визуализации, а также достаточной аргументации и обоснования, в том числе с точки зрения охраняемых законом ценностей.

Поэтому, для донастройки элементов взаимодействия между всеми участниками, возникла необходимость проведения совместного совещания членов рабочей группы, привлеченных экспертов и представителей министерств и ведомств. Инициатором состоявшегося 4 февраля 2020 года на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ заседания выступил сопредседатель рабочей группы, член Генерального совета «Деловой России», председатель Комитета «Деловой России» по развитию проектно-изыскательской деятельности и инжинирингу Николай Алексеенко.

В ходе оживленной дискуссии удалось конструктивно обсудить представленные со стороны Минэкономразвития, Минсельхоза и Росреестра  проекты структур нормативного правового регулирования, в сферах:

  1. Общественных отношений по использованию и охране земель, надзор за соблюдением требований которых осуществляется Росреестром в рамках осуществления государственного земельного надзора и надзора в области землеустройства.
  2. Общественных отношений по осуществлению геодезической и картографической деятельности, надзор за соблюдением которых осуществляется Росреестром в рамках осуществления федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, лицензирования геодезической и картографической деятельности, лицензионного контроля.
  3. Общественных отношений по проведению государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, надзор за соблюдением требований к которому осуществляется Росреестром в рамках федерального государственного надзора за проведением государственной кадастровой оценки.
  4. Деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, саморегулируемых организаций оценщиков, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций операторов электронных площадок государственный надзор за которыми осуществляется Росреестром.

Представителем Аналитического центра при Правительстве РФ были даны пояснения о работе в единой информационной системе, что позволит экспертам и членам рабочей группы оперативно подключиться к работе: рассматривать проекты НПА, готовить и направлять по ним заключения и т.п.

По проектам структур нормативного правового регулирования со стороны экспертного сообщества была представлена как конструктивная критика и предложены компромиссные пути решения по некоторым вопросам, так и предложения поддержать отдельные изменения.

Одним из спорных моментов стал разный взгляд на отбор актов, подлежащих прохождению через реформу у экспертов и представителей министерств. Справедливо, что чиновники действуют строго по методическим рекомендациям. Бизнес прекрасно понимает, что зачастую есть акты, которые в соответствии с методическими рекомендациями явно не могут быть отнесены к перечню, подлежащему реформированию. Однако говорить о  том, что они напрямую не влияют на бизнес, нельзя. В данном ключе становится важным не допустить заужения рамок проводимой реформы. «Регуляторная гильотина» создавалась как инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду. Формализм в подходах нарушит принципы реформы и может свести на нет ее результат.

Как сказал Президент России Владимир Путин во время Послания Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года: «…Надо пойти на более радикальные шаги. Давайте, действительно, подведём черту и с 1 января 2021 года прекратим действие всех существующих в настоящее время нормативных актов в сфере контроля, надзора и ведомственные региональные приказы, письма и инструкции. За оставшиеся два года (два года есть впереди) при участии делового сообщества нужно обновить нормативную базу, сохранить только те документы, которые отвечают современным требованиям, остальные – сдать в архив». С этого момента половина срока прошла, остался год, но работа толком не начата.

Также было предложено активизировать работу экспертов по подготовке заключений. На сегодняшний момент, говорить о высокой активности экспертного сообщества нельзя. В единой информационной системе размещены единицы позиций и мнений. На совещании присутствовало более 100 участников, причем менее трети – это эксперты, что заставляет задуматься об их заинтересованности и ответственности. При том, что всего в рамках деятельности рабочей группы, было зарегистрировано более 170 экспертов. Эксперты, которые никаким образом не включаются в работу группы, должны быть исключены из ее состава. Уже сейчас созданы пять тематических подгрупп, в каждую идет набор экспертов и именно подгруппы станут опорой проводимой работы.

Подобные совещания должны отточить действия и наладить взаимодействие бизнес сообщества с чиновниками. А без этого невозможно провести реформу в столь сжатые сроки – до ее завершения остается меньше года. «Я призываю всех заинтересованных лиц подключится к деятельности рабочей группы. Направлять свои анкеты и предложения на адрес электронной почты: guillotine.zem@mail.ru. Многие вопросы оценки, кадастрового учета и регистрации прав затрагивают практически все сферы бизнеса, напрямую влияют на эффективность компаний, их имущественные права, ограничения, стоимость, налоги и иные финансовые показатели, оказывают существенное влияние на инвестиционный климат в целом», – отметил Николай Алексеенко.