Аэросъемка для разработки проекта планировки территории туристско-рекреационной особой экономической зоны в границах Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (ВТРК «Эльбрус»).

Общая площадь исследуемой территории 2682 гектар.
Перепад высот объекта работ:
5621м – 2180м = 3441м
Цели и задачи проекта
Цель: Получение материалов для разработки проекта планировки территории туристско-рекреационной особой экономической зоны в границах Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (ВТРК «Эльбрус»).
Задачи:
- Создание планово-высотной опорной геодезической сети;
- Воздушное лазерное сканирование и цифровая аэрофотосъёмка;
- Измерение точек планово-высотного контроля данных ВЛС;
- Выполнение первичной обработки данных ВЛС;
- Полевое дешифрирование М 1:2000;
- Создание цифровых топографических планов М 1:2000 и М 1:5000, с сечением рельефа через 1м.

Особенности реализации проекта
Основной особенностью проекта можно смело назвать высокогорное расположение объекта работ. Максимальная по высоте точка объекта – восточная вершина Эльбруса с отметкой 5621м. н.у.м.
В этих обстоятельствах выполнить условия Задания и уложиться в отведенные договором сроки стало возможным только с использованием технологии воздушного лазерного сканирования, а так же с привлечением мощного вертолета Ми-8 МТВ с опытным экипажем из Авиационно-спасательного центра Северо-Кавказского регионального центра МЧС России.
Достаточно высокие требования к точности и плотности данных, обусловили необходимость выполнения аэросъемочных проходов на высотах не более 1500м над рельефом, но при этом огромный (около 3,5 км) перепад высот на объекте съемки и необходимость выполнения отдельных проходов лазерного сканирования на абсолютной высоте – более 6000 м н.у.м., однозначно определили наше решение по выбору такого достаточно редко используемого для аэросъемки воздушного судна.
Только МИ-8 МТВ имеет практический потолок 6000 м, высокую скороподъемность (более 9 м/с) и при этом возможность выполнения съемки на скоростях ниже 150 км/ч. с установкой оборудования внутрь отапливаемой кабины.
Но даже такой подготовленный к высокогорью вертолет не имеет герметичную кабину, что приводит к обязательному использованию выше 5000 м всеми членами экипажа и аэросъемочной бригады кислородного оборудования.
Используемое оборудование
ВОЗДУШНЫЙ ЛАЗЕРНЫЙ СКАНЕР RIEGL LMS-Q780
На сегодняшний день, в России самый современный воздушный лазерный сканер дальнего действия от мирового лидера в производстве LiDAR систем, обладающий следующими характиристиками:
- Мощный лазерный излучатель
- Предназначен, как для крупномасштабного картографирования больших площадей, так и для коридорного сканирования линейно протяженных объектов.
- Высота съемки до 4700м над поверхностью
- Максимальная высота использования по давлению до 5800м н у. м.
- Идеально подходит для лазерного сканирования сложного и высокогорного рельефа за счет возможности работать на больших высотах при сохранении высокой частоты сканирования.
- Нет необходимости в огибании рельефа и многократного сканирования на различных высотах (для рельефа с резкими значительными перепадами высот).
Создание опорной геодезической сети
В рамках создания плановой и высотной геодезической основы, перед началом выполнения полетов были, заложены 6 новых скальных марок, а так же использовались 4 ОГС, переданные заказчиком, заложенные в 2015 и 2013 годах в рамках предыдущих изысканий по объектам:
- «Пассажирская подвесная канатная дорога «Станция Мир – станция Гара-Баши»;
- «Проект создания туристического кластера Всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Эльбрус-Безенги».

Для закладки реперов использовался Бензиновый перфоратор-отбойный молоток М58-01 ТехМаш и морозостойкий цемент.
Базовые станции
Наземное обеспечение аэросъемочных работ осуществлялось путем установки спутникового GNSS оборудования на 2-х базовых станциях на объекте съемки и выполнения на них спутниковых наблюдений во время проведения аэросъемочных полетов.
База BS1 устанавливалась на вновь заложенном пункте РП-ГП1 в районе 400м на северо-восток от станции канатной дороги «Мир».
База BS2 устанавливалась на пункте ОГС, заложенном в 2013 году в районе поселка Азау, в рамках «Проект создания туристического кластера Всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Эльбрус-Безенги».
Проведение аэросъемочных полетов
В соответствии с требованиями инженерно-топографическим планам масштаба 1:2000, изложенным в Техническом задании, были выбраны следующие параметры сканирования и аэрофотосъемки:
- Высота съемки (над средним уровнем рельефа): От 400 до 1500 м
- Скорость носителя:90-140 км/час
- Частота импульсов сканера:400 КГц
- Поле зрения сканера:60 градусов
- Средняя плотность точек лазерных отражений:5 на кв.м
- Средняя ошибка определения плановых координат точек, не хуже:25 см
- Средняя ошибка определения высоты точек, не хуже: 10 см
- Размер стороны пиксела аэрофотоснимка на земле, не более: 18 см
- Продольное перекрытие снимков: 60%
- Поперечное перекрытие снимков: 30%
Во время первого полета было отснято более 90 % объекта работ. Вследствие сильного ветра около 15 м/сек на высоте более 5500м, съемка вершины Эльбруса в этом полете так и не представилась возможной.
Порывы сильного северного ветра, проходя через вершину образовывали сильнейшие нисходящие потоки, прижимая воздушное судно к южным склонам, не позволяя борту набрать необходимую для съемки высоту.
Соблюдая правила безопасности полетов, командиром ВС совместно с руководителем аэросъемочных работ было принято решение отложить съемку оставшегося участка на безветренную погоду.
После постоянного мониторинга прогноза метеоусловий на вершине Эльбруса и установления слабого (менее 8 м/с) ветра на высотах от 5000 до 6000м н.у.м. и облегчения ВС за счет минимальной заправки топливом, был выполнен завершающий полет, в котором удалось не только отснять недостающий участок на вершине, но провести дополнительные калибровочные проходы вдоль склона.

Во время полета был установлен рекорд абсолютной высоты проведения ВЛС на территории России – 6143 м н.у.м.
Точность и качество выполненных работ
Для контроля качества выполненных аэросъёмочных работ было проведено измерение контрольных точек на территории объекта съемки. На участке была выполнена съёмка отметок рельефа и наземных опознаков (местных предметов с чёткими контурами, однозначно опознаваемыми на лазерных данных и аэроснимках), для контроля геометрических параметров создаваемых ортофотопланов и ЦМР.
После получения предварительных результатов лазерного сканирования было произведено сравнение координат опознаков и отметок рельефа, полученных из наземных измерений на контрольных участках, с данными, полученными по результатам ВЛС.

MTA зоны
- Высота ТЛО над уровнем моря – 5000 м
- Высота полета над повехностью земли – 1030 м
- Переход между МТА3 и МТА4
- Средняя плотность точек на данном участке 15 т/кв.м
- Средняя плотность точек на нижней полосе перехода 5 т/кв.м
- Средняя плотность точек на верхней полосе перехода 10 т/кв.м
- Расстояние между полосами перехода 100 метров
- Ширина полос перехода 5-8 метров
- Коэффициент отражения поверхности 30% (мокрый лед)


Результаты работ по ВЛС
