Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали

Главная Проекты Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали

В рамках программы модернизации БАМа и Транссиба были проведены инженерно-геодезические работы методом воздушного и мобильного лазерного сканирования и частично инженерно-геологические исследования на следующих участках:

  • Дельбичинда-Дабан;
  • Дабан-Гоуджекит;
  • Таксимо-Хани;
  • Холодный-Кичера;
  • Икабья-Сенаторский;
  • Сакукан-Новая Чара 
  • Киренга-Окунайский; 
  • Сюльбан-Наледный;
  • Тыя – Северобайкальск.
  • Уруша-Улягир;
  • Б.Невер-Ковали-Ульручьи;
  • Тыгда-Чалганы;
  • Ледяная – Усть Пера.

Состав инженерно-геодезических работ

1. Съемки с воздуха для проектирования и реконструкции:

  • создание ортофотопланов;
  • цифровые модели рельефа;
  • цифровые модели надземных объектов;
  • перспективная съемка.

2. Съемки с поезда для создания цифровой модели пути и инфраструктуры:

  • создание моделей контактной сети проводов;
  • создание моделей рельсов;
  • уточнение геометрии балластной призмы.

3. Съемки со статических позиций для создания 3D-моделей и измерения деформаций:

  • съемка мостов;
  • съемка тоннелей.

Общая протяженность исследуемой территории: > 3400 км;

Продолжительность съемки: 35 дней;

Высота полета ВЛС: 900 м;

Ширина полосы съемки: 1000 м.

Аэросъемочные работы проводились на территориях республики Бурятия, Читинский, Амурской областей и Хабаровского края. 

На горном участке трассы БАМ в районе Дабанского (Байкальского) тоннеля для проектирования комплекса лавинозащитных сооружений дополнительно были отсняты лавиноопасные участки с целью получения актуальной цифровой модели рельефа.

Использованная сканирующая система для воздушного лазерного сканирования была оснащена цифровым фотоаппаратом высокого разрешения, что позволило помимо цифровой модели местности получить высококачественные фотоснимки и впоследствии на их основе ортофотопланы всего участка съемки.

Благодаря применению мощного сканирующего оборудования (RIEGL CP-780) и слаженной работе аэросъемочной и геодезической бригад удалось максимально эффективно использовать летное время и погодные условия региона и выполнить огромный объем полевых работ в течение трех месяцев.

Технология совместного сканирования (ВЛС и МЛС)

При выполнении рассматриваемых работ на отдельных перегонах в районе г. Северобайкальска совместно использовались технологии воздушного (ВЛС) и мобильного (МЛС) лазерного сканирования. 

Например, на участке «ст.Дельбичинда — ст. Кичера» длиной 100 км использовалась одна из самых мощных на сегодня мобильных сканирующих систем — RIEGL VMX-450, смонтированная на железнодорожной платформе, которая дает возможность одновременного получения как точек лазерного отражения, так и панорамных фотоснимков.

Совмещение данных ВЛС и МЛС позволило получить полную и по-своему уникальную информацию об исследуемой местности, поскольку только при съемке с воздуха есть возможность получить данные о рельефе в коридоре шириной до 1 км даже под густой растительностью и только мобильное сканирование позволяет получать детали мельчайших наземных объектов и инфраструктуры вдоль железнодорожного полотна. 

 

Технические характеристики выполненных работ

  • суммарная протяженность маршрута лазерного сканирования трассы — порядка 3,4 тыс. км;
  • производительность ВЛС — порядка 56,5 км2/ч;
  • детальность ортофотопланов — от 3 до 10 см на земле;
  • плотность лазерных данных при ВЛС — 13 точек/м2;
  • точность получаемой 3D информации составляет от 1–2 мм до 5–10 см в глобальной системе координат.

Все этапы работ прошли входной и выходной контроль точности и качества данных.